Чудо - пчелы Александра Савельева
Пчелы особой закалки
В Сернурском районе про пасечника Савельева из села Казанское рассказывают настоящие легенды. Что пчелы у него особенные, – настоящие сибиряки, которым не страшен никакой мороз, и что работать они начинают, когда на земле еще сугробы лежат, и ульи у него совершенно особенные, каких ни у кого нет.
И вот, как только представилась возможность,мы заглянули на огонек к необычному пчеловоду.
Поскольку зима нынче суровая, я первым делом поинтересовался, где зимуют пчелы – на улице или в омшанике.
– Как обычно, часть в омшанике, часть в огороде, – ответил Савельев. – В некоторые зимы доходило до 40 0С мороза, а, вообще, за те 20 лет, что занимаюсь пчеловодством, бывали морозы пострашнее, и – ничего, все пчелы живы.
Ульи тонкой работы
Тут, наверное, нужно пояснить, что ульи Савельев мастерит не из толстых досок, как все, а из тоненьких тесовых, порой и вовсе использует фанеру. Домики получаются очень легкие, одному перенести не в тягость, но перед морозом они кажутся совсем уж беззащитными.
Мнение, что пчелы могут погибнуть от холодов, Александр Николаевич считает заблуждением и решительно ведет нас по сугробам на край огорода. Там, под легким дощатым навесом, выстроились разнокалиберные пчелиные «хаты».
Савельев уверенно снимает с одной крышку, подушку, дает потрогать. Кладу ладошку на холстину – тепло. На зиму семья сбивается в клубок, «клуб», как говорят пчеловоды. За счет поедания меда и мускульной энергии они поддерживают стабильную температуру – сами себе печка. Причем пчелка, если замерзла, с края перебирается внутрь клубка.
Не жадничать и головой думать
Бояться нужно не холодов, а человеческой жадности, когда хозяин выгребет взяток чуть не подчистую, а ведь семье в год нужно порядка 90 килограммов меда. Чревато и недомыслие, когда этот улей законопачивают наглухо, так что глотка свежего воздуха не найдешь. А куда деваться влаге, ведь при поедании кило меда пчелы выделяют литр воды. И вот плотно закрытые ульи, да еще убранные куда-нибудь в теплое подполье, начинают плесневеть, гнить, и пчелы погибают. Человек, вроде, хочет как лучше, а улей, по сути, превращается в могилу. Сам Савельев, чтобы улей дышал, крышки зимой приоткрывает и использует подушки из лесного мха - он хорошо пропускает влагу и держит тепло.
Зимние пчелиные авиашоу
Александр Николаевич ведет нас в мастерскую, а я спрашиваю его о том, правда ли, что его пчелы начинают работать, когда на земле еще снег лежит.
– Ну, положим, работают они, когда температура не ниже 10 0С тепла, – хитро улыбнувшись, говорит Савельев,- а вот летающих пчел у меня действительно можно увидеть и зимой. В прошлом году первый облет был 24 февраля. По сути, я пчел обманываю, тут ведь вот какая штука: всю зиму они безвылазно проводят дома, кушают, но в туалет не ходят, вся бяка копится в прямой кишке. А очищаются, справляют нужду пчелы только в полете, поэтому так важно пораньше их разбудить и выманить на прогулку. Для этого приходится идти на хитрость – выносишь ульи в тихое место на южной стороне, снимаешь крышки, ульи быстро прогреваются, и пчелки делают свою первую вылазку, – минут на пять, по ходу дела очищая свой организм.
Ради этого мудрый пчеловод и устраивает зимние пчелиные «авиашоу». Потом улей возвращается на прежнее прохладное место, семейство сидит дома, но уже готовится к новому сезону – потихоньку начинается расплод. Ну, а когда приходит настоящее тепло, труженицы без раскачки приступают к делу.
Круглые рамки
В небольшой своей мастерской, где на видном месте висит портрет Лобачевского, Савельев смастеритл улей-дуплянку на манер тех колод, что использовали наши предки. Понравилось: говорит, в них пчелы очень хорошо роятся, за сезон могут выйти до десятка семей.
Но самая главная идея Савельева - это рамки круглой формы. Улей с круглыми рамками – это настоящая революция, имеет целый ряд преимуществ, убежден Александр Николаевич. Он очень удобен и прост в эксплуатации, рамки насаживаются на ось как мясо на шампур и практически до осени в ульи можно не заглядывать. Трудозатраты снижаются настолько, что в одиночку можно управляться с двумя – тремя сотнями пчелосемей. Второе достоинство: в отличие от традиционной конструкции, жилая зона здесь отделена от медовой. Это как благоустроенная квартира после старой деревенской избы – комфорт. И третье, может быть, самое главное - круглые рамки без применения химических средств позволяют покончить с главным врагом пчел – клещом Варроа. Достаточно раз в сутки легким движением руки повернуть рамки на 180. В результате самки клеща теряют ориентацию и не находят свои личинки, которые первое время нужно подкармливать. Голодное потомство «отдает концы», так и не превратившись в грозного Варроа, который для пчеловодства страшнее чумы.
– В ульях, где я использую круглые рамки, клеща и духа нет, – говорит Александр Николаевич.
Нужен производитель
Преимуществ масса, одна проблема – крайне сложно из дерева мастерить рамки-«баранки»: пока одну слепишь, семь потов сойдет. Поэтому Савельев ищет сейчас производство, где взялись бы за изготовление рамок из пластмассы. На заводе под прессом их можно штамповать играючи, причем идеальной формы. Неплохо было бы также пустить на поток и всю оснастку: оси, втулки, поворотные механизмы. Своей идеей пчеловод поделился с крупными предпринимателями, его там внимательно выслушали, но дальше дело пока не пошло. Александр Николаевич надежды не теряет – может быть, кто-то заинтересуется, тем более, пока эту нишу на рынке никто не застолбил. Люди спасибо скажут, и спрос будет, убежден опытный пчеловод, ведь отрасль с каждым годом набирает обороты.
Дмитрий Шахтарин, республика Марий Эл