На чем могут заработать пенсионеры
Несколько лет назад супруги Мочаловы друг за другом вышли на пенсию. До этого Вера Яковлевна работала в колхозе, пока он не приказал долго жить, а Михаил Иванович защищал Родину, благо была возможность служить Отечеству недалеко от родного дома.
Мочаловы не прочь, если внук Женя, повзрослев, продолжит их дело
На пенсию, засучив рукава
Однако сидеть на скамеечке супруги не собирались. Они всегда жили с хозяйством, но на пенсии развернулись так, что молодым не угнаться. Понимая, что без техники никуда, взяли на банковский кредит трактор. Потом опять же на кредиты прикупили косилку, пресс, взяли в долгосрочную аренду больше 30 гектаров естественных сенокосов вдоль реки и начали заниматься заготовкой сена. Корма готовят не только для себя, но и для всей округи.
Луговое сено с доставкой на дом
– С каждым годом скотины у народа остается все меньше, – рассуждает Михаил Иванович, – деревенское население стареет, люди и рады бы держать живность, но сами готовить корма уже не в состоянии. Вот мы и выручаем, причем, привозим рулоны прямо на двор. Цены не загибаем, лишь бы только народ занимался делом. Работа тяжелая, иной раз хочется плюнуть на все, но не могу – ответственность за людей.
Дело в том, что Мочалов собрал вокруг себя бывших одноклассников, и сенным промыслом они занимаются артельно, ну а если он уйдет, то и бригада развалится.
Сладкий приварок
– Что касается финансовой стороны, то если бы я это время посвятил пасеке, то, поверьте, заработал бы значительно больше, – говорит Мочалов. Михаил Иванович потомственный пчеловод, сейчас у него приличная пасека – порядка 70 ульев. Супруги не скрывают, что пчеловодство является одним из основных источников дохода семьи. В среднем тысяч 300 за год от меда мы имеем, – рассказывает Вера Яковлевна, которая отвечает в семье за сбыт продукции. На весенний лечебный мед вообще очередь. Нынче взяток не обильный, но пчелы старательно наверстывают упущенное, так что без меда не останемся.
В очищенном от органики котловане образовался прудик, в котором теперь обитают гуси и утки
Золотое дно старой фермы
По пути к ферме, на ободворице, нас встречает дружный гомон целой армии мочаловских индюков, цесарок и кур. Заброшенную ферму Михаил Иванович выкупил вместе с прилегающим участком. Есть у него планы ферму восстановить и артельно вместе с мужиками серьезно заняться животноводством. Но у Веры Яковлевны на этот счет свое мнение – слишком серьезная ноша, а годы между тем берут свое. Так что вопрос о ферме остается пока открытым, помещение используется под сенной склад.
А вот окрестная территория оказалась настоящим «золотым дном»: много лет навоз с фермы сваливался по соседству и никогда не вывозился. В итоге там образовались огромные залежи отличнейшего перегноя, который дачники раскупают на ура. Благодаря этому с кредитом за трактор удалось рассчитаться за два года.
Подворье Мочаловых – это как многоотраслевой агрохолдинг в миниатюре. Большой огород, теплица, хлев с 10 головами крупного рогатого скота: 2 коровами и 8 бычками, которых хозяева выращивают на мясо. А еще много разной птицы, почти два десятка овец. Под навесом – гора рулонов с сеном, остальной кормовой запас лежит на ферме.
Птичий двор отдыхает на водах
В очищенном от органики котловане образовался прудик, в котором теперь обитают гуси и утки. В совокупности птичий двор Мочаловых насчитывает 300-350 голов, точной цифры не знают даже хозяева. Водоем зарос травой и ряской, Михаил Иванович привез туда машину зерноотходов; пернатые на воле чувствуют себя как на курорте и даже на ночевку домой ходить перестали. В октябре, когда птица нагуляет вес, ее начнут забивать на реализацию.
Гусь в среднем тянет на 4-5 килограммов, индейка – 7-8 и даже 12 килограммов. За одного такого здоровяка можно выручить до 3,5 тысячи рублей: индюшатина на столичном рынке – самое дорогое мясо. Потом вслед за птицей подходит время забоя крупного рогатого скота. В целом животноводство в течение года приносит семье до 700 тысяч рублей дохода.
Доходы большие, а расходы еще больше
Два-три раза в неделю Вера Яковлевна превращается в продавца. Помимо мяса продает молоко, творог, сливочное масло, топленое. Иногда случается непрофильный товар. Пошли вот супруги по грибы, набрали столько, что самим не съесть. Тут как раз нужно было в город, и между делом на подосиновиках наторговала Вера Яковлевна тысячу рублей с хвостиком. Кое-какие деньги удается выручить и на картошке, ее Мочаловы сажают соток 50. Что-то для себя на еду, что-то на продажу, мелочь идет на корм скоту. Безотходное производство. Сейчас супруги собрались поменять картофелекопалку на новую, в планах приобрести и сажалку.
Сами-то обошлись бы, но землякам нужно помочь – чтобы не бросал народ наделы, чтобы не плодился там бурьян. Вообще планов у главы семьи немало, но приходится притормаживать, потому что супруга считает, что пора бы себя немного поберечь, чай не двужильные.
– Все, что зарабатываем, вкладываем в производство, в технику, из кредитов не вылезаем, а у самих дом давно уже ремонта требует, – сокрушается Вера Яковлевна.
Хотя Михаил Иванович для родного Пуяла немало делает, например, на собственные средства благоустраивает деревенские улицы.
– Трудиться надо, и все получится, – в один голос говорят Мочаловы.
Дмитрий ШАХТАРИН, Республика Марий Эл, д. Пуял