Любоваться на животных лучше в их естественной среде
Свою профессию, а точнее, сферу профессиональной деятельности я выбрала с самого детства. Уже тогда я любила природу и животных, хотела узнать о них как можно больше, изучать и охранять. Много времени мы с родителями проводили на прогулках, а на ночь мне читали книги Бианки, Пришвина, Джека Лондона и других путешественников-натуралистов. Ну и, конечно, я смотрела документальные передачи и фильмы про животных всего мира.
Желания держать экзотических животных дома у меня не было, всегда было интереснее наблюдать за ними. Родители поддерживали и разделяли мое увлечение, хотя сами не биологи: мама преподает испанский, папа занимается литературой и русским языком. У них я переняла любовь к книгам и четкое понимание того, что в жизни нужно заниматься тем, что тебе нравится и делает тебя счастливым.
Изучение птиц — увлекательное занятие
Отучившись на биолога, я поняла, что очень люблю делиться своими наблюдениями и знаниями с другими. Поэтому своим путем я выбрала больше не научное направление, а просвещение: веду блоги, выступаю с лекциями, пишу книги. Я считаю, что для сохранения природы недостаточно одной только любви. Важны достоверные знания, исследования, мнения и рекомендации специалистов. Иначе навредить и оказать «медвежью услугу» можно и не желая этого. Вокруг нас множество информационного шума и искаженных фактов, теперь уже и плодов искусственного интеллекта. Поэтому я считаю очень нужным дело просвещения от реальных специалистов. Чтобы как можно больше людей узнавало о мире вокруг без мифов, предрассудков и преувеличений. Природа и так безумно прекрасна и может нас удивить.
На данный момент я являюсь членом Московской рабочей группы по изучению хищных птиц и ежегодно принимаю участие в полевой работе команды. Мы работаем с совами (ушастой совой, длиннохвостой неясытью, болотной совой), сычами (воробьиным, мохноногим) и дневными хищными птицами (черным коршуном, большим подорликом, пустельгой).
Самым массовым видом сов является ушастая сова. Эта птица часто селится на окраинах деревень, заброшенных участках, в лесополосах около сельскохозяйственных полей. Гнезда совы сами не строят, они занимают постройки врановых птиц (сорок, ворон, грачей и т. д.). Для нас работа с совами начинается ранней весной, мы ходим на ночные и сумеречные учеты, чтобы понять, где совы живут и сколько их. Обследуем одну и ту же территорию из года в год, картируем встречи. Так удается проследить многие закономерности и изменения. Я помогаю коллегам ходить на учеты, искать гнезда, кольцевать птенцов, наблюдать за гнездами, устанавливать камеры и развешивать искусственные гнездовья.
В сумеречное время особенно активен воробьиный сыч. Увидеть птицу непросто, а вот услышать можно. Мы провоцируем на ответ, через определенное расстояние проигрывая запись голоса воробьиного сыча. Птицы территориальны и подлетают проверить, кто залетел на их участок. Здесь очень важно соблюсти методику, чтобы не стрессовать птиц. Подманивать долго нельзя.
На ночных учетах ищем ушастых сов около деревень и болотных сов в полях. Неясытей и мохноногих сычей — в лесу. Сначала определяем местонахождение сов, а затем занимаемся поиском гнезд. Проверкой гнезд занимаемся, только когда полностью совершена кладка, чтобы птица не бросила яйца или маленьких птенцов. Нам важно знать, сколько яиц самка отложила, сколько птенцов вылупилось и сколько пара успешно выкормила. Понять, как на это повлияли условия года. Подросших птенцов мы кольцуем и снабжаем передатчиками для отслеживания их перемещения. Ведь для сохранения вида нужно как можно больше знать о их жизни. Например, о местах зимовок.
В прошлом году нам попалась бородатая неясыть. Это было достаточно ярким впечатлением, когда мы с коллегой на сумеречном учете в надвигающейся темноте услышали, а потом и увидели птицу, которая является довольно редкой для Подмосковья. Мы испытали тогда много эмоций. Но радовались молча, боясь спугнуть сову.
Орнитолог — это не врач для птиц
Существует большое заблуждение, что орнитологи лечат птиц. Орнитолог — это ученый, биолог, который учился на биологическом факультете. У нас нет занятий по лечению и кормлению птиц. Этим занимаются ветеринары. После базового ветеринарного образования для лечения птиц придется пройти узкоспециализированные курсы и перенять опыт действующего специалиста ветеринара-орнитолога.
Лично мне выхаживать птиц не приходилось, потому что я этого делать не умею. Но мне, конечно же, пишет большое количество людей с просьбой приехать забрать птиц или помочь вылечить. Я их всегда перенаправляю к коллегам. К сожалению, у нас не так много центров реабилитации диких животных, все они существуют на волонтерских началах, но их можно найти.
Моя подруга организовала реабилитационный центр в Ставропольском крае, я помогаю с животными, когда приезжаю в гости. Когда произошел розлив нефти в Черном море, их центр принял большое количество птиц на реабилитацию. Это тяжелый труд.
За птицами слежу, но не завожу
Что касается домашних животных, то у орнитологов, как и у других простых людей, может быть любое животное, и это не обязательно птицы. А с учетом того, что мы часто ездим в экспедиции и не бываем дома, то завести животное достаточно сложно. Дома у нас с мужем сейчас животных нет, но мы надеемся, что когда-нибудь сможем взять собаку из приюта, как только обзаведемся своим жильем.
С самого раннего детства у меня с родителями жили среднеазиатские черепахи, они все еще живут у родителей. Старшая живет уже 25 лет, ей сейчас 30, как и мне.
Уход за черепахами — это тоже большая ответственность, потому что многие не знают, как содержать рептилий. Это дорогие террариумы, ультрафиолетовые лампы и специфичное питание. Мы с мамой, например, очень много сушим им на зиму растений, чтобы правильно кормить. Черепах я очень люблю, может, даже больше птиц, и надеюсь, что когда-нибудь смогу поехать волонтером на острова поработать с морскими черепахами.
Помогая, не навредите
Приручать диких животных не стоит, к тому же это уголовно наказуемо. Да и просто опасно для них и вас. Изъятие их из природы — это браконьерство. Если вы нашли раненую птицу и хотите помочь, обязательно обратитесь к специалистам. Подумайте, готовы ли вы отвезти ее к ветеринару-орнитологу и есть ли у вас такие. Возможно, придется оплатить онлайн-прием или отвезти птицу в центр реабилитации. Маловероятно, что вы найдете птицу, а кто-то поможет ей за вас.
Очень часто люди забирают из природы слетков (это птенцы, которые только покинули гнездо и плохо летают). Думая, что птенцы выпали, их уносят домой, начинают тискать, неправильно кормить, и вернуться в дикую природу такие птенцы уже не смогут, и все заканчивается очень грустно.
Тут важно иметь знания и понимание, нужна ли ваша помощь, чтобы что-то предпринимать. А скорее всего, не предпринимать.
Я вообще не сторонник содержания диких животных в неволе. Большинство животных, которых мы видим в продаже, - браконьерские, пойманные незаконно. У этих птиц, как правило, тяжелая судьба, потому что люди не знают, какие им нужны условия. Посмотрев фильм, думают, что сову можно держать в клетке и кормить печеньем. Это, конечно, далеко от правды.
Давайте сохранять дикую природу и любоваться животными в естественной среде обитания!
Анна Евсеева,
автор блога «Полевой дневник anna.grus»,
г. Москва
Подписывайтесь на наш дзен-канал