«В 20 лет судьба привела меня к козьим мордам

Веселые сюрпризы иногда подкидывает ее величество Судьба. Вроде живешь себе привычной жизнью, мечтаешь, ставишь перед собой цели и добиваешься их. А ее величество Судьба присматривает и часто направляет совсем не по тому пути, о котором мечтаешь. Как это обычно бывает, именно эта дорога оказывается правильной. Так и случилось с Юлией Бодровой. Исключительно городскую девочку Судьба забросила в глухую деревню. И теперь Юлия – повелительница козьих зааненских морд.

Кто в 20 лет мечтает о том, чтобы жить и работать где-то в глухой деревне? Мало кто. Особенно если это девушка, особенно если она никогда не любила деревню и всегда мечтала жить если не в столице, то по крайней мере в областном городе. Но лучше все-таки в Москве. Но в этой жизни все не случайно, поэтому, окончив школу, Юлия поступила... в Нижегородскую сельскохозяйственную академию. Почему именно туда? На этот вопрос она до сей поры ответить не может. Провидение, не иначе.

ЗА СТАЖИРОВКОЙ В ГЕРМАНИЮ

– В конце третьего курса в 2004 году к нам в академию приехали немцы, чтобы отобрать студентов для стажировки на фермах в Германии. Желающих из нашей академии было очень много. Решила попробовать свои силы и записалась на собеседование, – рассказывает Юлия. – Из нашей академии прошли отбор трое человек – двое парней и я. В Германию мы уехали на полгода. Родители меня отпустили, но очень переживали. Мобильной связи не было, а звонить по стационарному телефону разрешалось раз в месяц, поэтому писала домой «живые» письма.

– Больше всего боялась, что попаду на козоводческую ферму, – продолжает Юлия. – Так все и случилось: приехав в Германию, я поняла, что полгода буду работать с козами. Видели бы вы тогда мои глаза. Я – к козам? Как специально подстроено!

Хозяйство, где работала Юлия, называлось Waldhof. Основным его направлением было молочное козоводство. Козы были разных пород. Кроме них были еще лошади и коровы мясной породы.

– Это была школа жизни, – рассказала Юлия. – Там было все по-взрослому, а не хиханьки да хаханьки. С языком было сложно только первую неделю (в школе я всерьез занималась немецким): на слух было сложно воспринимать. Но очень старалась, и языковой барьер был сломлен. Тогда многих студентов отправили назад: кто-то не смог общаться на немецком, кто-то – просто не захотел работать. А без этого никак.

Чем обычно занимаются студенты на стажировке на ферме? Юлия рассказала: чистила навоз, пасла животных (иногда не без помощи электропастуха), доила всех коз сама, мыла, кормила, убирала загоны, стригла копыта, и готовила разные виды сыров.

– Коз я доила одна. Было две дойки, доилось 48 коз, по 16 за каждый заход в доильный зал. По времени дойка занимала около часа. Массаж вымени там не делали. Мойка доильной установки автоматическая – 40 минут и все. Но за эти 40 минут нужно было перетащить молоко в сыроварню, если это был день сыра, и залить ванну на 250 л из накопителя-охладителя. Молокопровода в сыроварню не было. Поэтому все носила вручную.

– Опыт огромнейший , я вам скажу! Бывали и тяжелые моменты. Выходной один раз в месяц. Платили тогда 20 евро в месяц. Но я ведь не зарабатывать приехала, а реально всему учиться. Впитывала все, как губка, пока была возможность. Был один интересный случай, – продолжает Юлия. – Питалась я в семье и однажды меня попросили приготовить какое-нибудь русское блюдо. Я с удовольствием приготовила борщ. Когда моя шефиня увидела, сколько продуктов ушло в это блюдо, готовить меня больше не просила. Но весь борщ съели.

ВСЕ ЗАРАБОТАННОЕ В ПАРИЖ

– Платили нам немного. Но как вы думаете, куда я потратила деньги, заработанные тяжелым трудом? Я рванула в Париж, поднакопив себе выходных на пару дней. Из Парижа − в Люксембург, и еще в город Трир.

ПРАКТИКА НА РОССИЙСКОЙ ФЕРМЕ

– После того, как моя стажировка закончилась, вернулась в Россию. В академии меня чуть не заставили взять академический отпуск, но я успела нагнать упущенное и продолжила обучение. В Германии я собрала шикарный материал по козоводству, и так как близилось время к написанию диплома, решила найти в России козоводческую ферму, собрать материал и написать диплом по двум хозяйствам: зарубежному и отечественному.

Я знала, что в Тверской области есть такая ферма, которая называется «Надежда». На этой ферме занимаются козоводством с 1992 года. Ферма всегда принимала студентов на практику из разных вузов со всей страны. Но когда я стала туда звонить, мне сказали, что практиканты уже набраны и меня принять не смогут. На тот момент ферма не делала сыры, продавала только молоко, поэтому сказали, что показать нечего. Но мне удалось уговорить хозяйку фермы взять меня хотя бы на три дня – посмотреть ферму, животных, содержание, как ведется селекционная работа. Я рассказала, что была в Германии, что у меня есть очень хороший материал по козоводству за рубежом. Видимо, это повлияло на окончательное решение.

– И вот с новыми силами, полная энергии и желания впитывать новые знания, я поехала на ферму «Надежда» в деревню Цапушево. Отвез меня туда на своей Ниве хозяин – Александр Бодров. По дороге я почувствовала, что мне не по себе: ни одного дома, одни леса да поля. Спросила: «Куда мы едем?». «На ферму! Вы же на ферму приехали, вот туда и едем», – ответил мне Александр. Я вжалась в сидение автомобиля, а в голове билась мысль, что сама на рвалась, в глушь везут, ни одного дома по дороге, а люди там хоть есть, а козы? Мамочка... Но повернув в Цапушево, я увидела кучу домов и людей. Страх отпустил. У летней кухни меня встретила хозяйка – Надежда Бодрова. Мне налили тарелку ароматных щей...

ПРИЕХАЛА НА ТРИ ДНЯ, А ОСТАЛАСЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

С хозяевами Юлия быстро нашла общий язык. Она им очень понравилась. Навык работы с козами, молоком и сырами у Юлии был, поэтому ей (как и в Германии) доверили все.

За три дня, которые ей разрешили пробыть на ферме, успела поработать везде: и с козлятами, и на дойке, и в молочном цеху. Успела душевно пообщаться с хозяевами и набрать немного материала для диплома. Три дня пролетели, как мгновение, пришло время возвращаться в Нижний Новгород – писать диплом. Но... «Нее-т, эту девочку мы оставим себе», – сказали Александр и Надежда Бодровы и оставили ее на все две недели практики.

– Помню, Надежда сказала мне, что не хотела бы меня отпускать вообще, – продолжила Юлия. – Это было счастье! Мне даже выделили старенький компьютер и дискету, чтобы в свободное время я могла продолжить написание своего диплома. Правда, днем свободного времени не было, и дипломом я занималась ночью. Вместо трех дней пробыла на ферме пару недель. Потом уехала защищать диплом, но обещала вернуться, чтобы поработать или просто помочь, если возьмут. Но была и еще одна, самая важная причина...

ЛЮБОВЬ И КОЗЫ

Диплом Юлия защитила на отлично. Получила рекомендации для поступления в аспирантуру и уехала назад – к козьим мордам, где пробыла остаток лета и зацепила часть осени. Почему вернулась? Потому что любовь. Во время прохождения практики из Москвы на ферму вернулся сын хозяев «Надежды». Завязался роман, и после защиты диплома Юлия переехала в деревню на ферму уже навсегда. В августе следующего года она сменила девичью фамилию, и Бодровых стало больше.

– Через год я поступила в Московскую аспирантуру Тимирязевки. После обучения в аспирантуре успешно защитила диссертацию, получила научную степень кандидата сельхознаук и по сей день продолжаю работать на ферме в деревне, развивать козоводство. Недавно отучилась на ветеринарного фельдшера в техникуме, потом поступила в Академию и сейчас продолжаю учиться на ветеринарного врача.

БЫЛ ТЕЛЯТНИК, СТАЛ КОЗЛЯТНИК

Немного истории. В начале девяностых Александр и Надежда Бодровы, коренные москвичи, купили дачу в Тверской области, в деревне Цапушево. Вначале просто ездили на выходные, а потом перебрались насовсем. Как и большинство городских, переехавших в деревню, поначалу занимались выращиванием овощей и заготовкой сена на продажу. Потом появилось домашнее хозяйство. Первыми появились коровы. Потом козы. Но не простые – зааненские. Почему зааненские? Опять вмешалась Судьба.

– Наверное, так получилось, – сказала Юлия. – В свое время в госплемзавод Никоновское из Новой Зеландии завезли чистопородных зааненских коз. Александру Бодрову знающие люди посоветовали этих животных и начать заниматься козоводством. Сказали, что если Бодровы начнут разбираться в этом вопросе, то лет двадцать точно не будет конкурентов. Так как в то время козоводство в России было в диковинку. Это сейчас появилось множество козоводческих ферм, а тогда мы, считай, были одними из немногих. Козоводческие фермы можно было пересчитать по пальцам. Да и тех, кто начинали одновременно с Бодровыми, их давно уже нет. Ферма «Надежда» до сей поры держится на плаву

От Юлии Бодровой

Мы занимаемся чистопородным разведением. Разводим коз зааненской породы уже около 30 лет. Являемся хранителями генофонда. Живем и фермерствуем на то, что приносит нам наша ферма. Других доходов нет. Полностью замкнутый цикл молочного производства. Молоко из-под козы перерабатывается, тут же упаковывается и отправляется в торговые дома.

Козлятник, где сейчас содержится дойное поголовье, – это бывший заброшенный телятник. Александр Бодров его немного переоборудовал. Потом к делу подключилась Надежда Бодрова, год за годом увеличивая поголовье стада.

– Сейчас маточное поголовье содержится в клетках. То есть в каждой клетке стоит своя возрастная группа. Когда начинается сезон окозов, то так как мы сразу после рождения отнимаем козлят от матерей, у нас построен специальный «козявник». Там живут маленькие козлята – козявки, как мы шуточно их называем. После рождения мы переносим маленьких козлят в козявник. Это полностью деревянное здание, которое поделено на залы. И по мере роста козленка он переходит из зала в зал. То есть, первый зал – это ясельная группа. Второй зал – для козявок постарше. Третий зал – еще старше. В самом дальнем конце козявника находятся уже почти взрослые животные.

– Взрослые козы пасутся. При этом у них есть всегда моцион, то есть при большом козлятнике пристроена выгульная площадка, где козы могут гулять даже зимой, потому что это необходимо, так как козы в это время беременны. Для молодняка тоже есть выгульные площадки из каждого зала, и они могут свободно гулять. Травку для малышей мы подкашиваем вручную и раздаем кормостол, то есть козлята у нас не пасутся.

Схема кормления козлят

Есть схема кормления козлят, по которой мы работаем уже много лет. Ее мы разработали сами и рекомендуем всем нашим клиентам.

  • 1-й день – по потребности (≈300 г 6 раз в день).
  • 1 неделя – 5 раз в день по 300 г.
  • 2-3 неделя – 5 раз в день по 300 г.
  • 4-6 неделя – 4 раза в день по 500-600 г.
  • 7-8 неделя – 3 раза в день по 600 г.
  • 9 неделя – 2 раза в день по 600 г.
  • 10 неделя – 1 раз в день по 600 г (лучше в утренние часы).

ЗАЧЕМ ОТНИМАТЬ КОЗЛЕНКА ОТ МАМЫ

Очень важный момент: все козлята у нас выращиваются вручную, то есть мы даем бутылку с соской. Сразу после рождения малыш отнимается от мамы и записывается в журнал окозов. Выпойка из миски чревата загниванием неразвитых преджелудков. И еще. Козленок начинает пить большими глотками, молоко не успевает разбавляться слюной, отсюда идет нарушение пищеварения. Потому что при каждом кормлении из бутылки мы видим, кто как пьет. У кого-то могут быть какие-то проблемы. При такой выпойке животные постоянно на виду, и если возникают какие-то проблемы, можно незамедлительно их решить. Это помогает на сто процентов сохранить молодняк.

О КОРМЛЕНИИ КОЗЛЯТ

За один прием козленок может выпить 300 г молозива. Это нормально. При выпойке молозива в организме новорожденного создается пассивный иммунитет. Обязательно с первого дня кладем в кормушки луговое сено. С первого дня жизни козлята имеют свободный доступ к сену, а через неделю − и к зерну. Никаких каш, мешанок и пойл мы категорически не даем. При правильном, адекватном кормлении козлята должны утроить свой вес при рождении. Совет: чтобы это проверить, не забудьте записать вес вашего питомца при рождении. Подросшие козлята пьют молоко из специальных ведер на пять сосков. Козочки пьют молоко два месяца, а козлики для разведения – три месяца. Первые десять дней козлята пьют козье молочко, а потом уже переходят на коровье пастеризованное молоко. Если переход с козьего молока на коровье сделать плавным, то никаких нежелательных последствий не ждите. Все с пищеварением у козленка будет отлично.

КОЗЬЕ ПОГОЛОВЬЕ

Если брать все поголовье: дойных коз, молодняк и козлов-производителей, то сейчас уже голов 140-150. Узнаем ли мы их в лицо? Дойное поголовье и молодняк мы узнаем по мордашке. Дойных коз узнаем по вымени.

За многие годы селекционной работы выбраковка была, но это крайне редкое явление и при строгой оценке животного. Если животное неплохое, но не понравились его ноги, то мы считаем, что это выбраковка и для племенного разведения его не допускаем.

Отправляется ли кто-то «в шулюм»? Все наши козы живут до старости, а потом уходят на пенсию. Никого мы не режем, если, конечно, животное не мучается, например, от болезни. Весь молодняк продается. Единственное, мы не оставляем козликов от коз, которые рожают первый раз, так как нужно проверить его мать на удойность. Сначала нам нужно знать, как она будет доиться, сколько у нее будет молока. Таких козликов мы сразу от первокозок отнимаем и убираем.

ФЕРМА «НАДЕЖДА»

Свою историю ферма «Надежда» начала с 1992 года, когда по стране прошла первая волна фермерства. Людям нужно было как-то жить и выживать, и многие попробовали реализовать себя в сельском хозяйстве. Ферма «Надежда» находится в Торжокском районе Тверской области. Места здесь завораживающие, красивые и живописные. Болотистые, но зато ягодные. За почти 30 лет успешной деятельности фермы было выращено около 3000 чистопородных зааненских коз, большая часть из которых разъехалась по всем уголкам России.

Ферма является хранительницей генофонда зааненской породы коз. Здесь живут козочки-мамочки, козлики-папочки и козлята-детишки. Правда, козлята все выкармливаются искусственно, поэтому с момента рождения их родителями становятся хозяева фермы.

Козы – очень умные и благодарные животные. Космические, одним словом. Каждый козленок занесен в книгу окозов и имеет свой татуированный номер на ушке.

С 2001 года на ферме в собственном цеху переработки производится бутилированное питьевое козье молоко, которое поставляется в торговые сети Москвы и других городов. Козий сыр здесь тоже вырабатывается. Искусству сыроварения обучались во Франции, Голландии и Германии.

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписывайтесь на наш видео-канал на youtube


     15.10.2021     Просмотров: 857  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость