Как ястреб стал основателем центра реабилитации

Готовы ли вы ради птиц поменять свой образ жизни и место жительства? Анна и Сергей не задумываясь ответят «ДА!» Так как они именно так и поступили. Живя в столицах страны, ради птиц они переехали на землю.

Центр реабилитации хищных птиц находится в городе Переславль – Залесский, в 60 км от Углича. Несмотря на то, что Переславль-Залесский по факту является городом - основателем соколиной охоты на Руси (этому есть много документальных подтверждений, именно переславльские сокольники были поставщиками птиц к царскому и княжеским соколиным дворам и в Переславле-Залесском проводились основные царские охоты), Сергей и Анна стали первыми сокольниками за много лет . Будучи друзьями «по несчастью» и увлечению они основали центр, спасающий хищных птиц. О чем они нам сами и рассказали.

- Как давно вы спасаете хищных птиц и с чего все началось?

- Лет десять назад, или немного больше, ко мне, видимо не случайно, попала раненая камышовый лунь. Это ястреб такой, живущий на болотах, очень умная и ласковая птица. Многому меня научила и я просто влюбился в хищных птиц. Как она ко мне попала - это отдельная история. Но в итоге она и стала основателем нашего центра, - рассказал Сергей.

История Анны не менее интересная:

– Началось с того, что я, будучи школьницей, пошла в кружок юннатов и увидела там ворона и сову. И влюбилась. Потом, учась, познавала мир, начинала подкармливать зимой городских птиц, по весне подкармливала слетков ворон. И решила для себя завести черного ворона, потом завела сову, но на этом не все. Узнала, что есть сокольники и начала штудировать интернет и книги.

- Не было ли страшно контактировать с ними?

- Первое время было страшно, но буквально в первые часы понимаешь, что эти птицы страшные только с виду, на самом деле они умнейшие и очень ласковые создания.

- Где вы находите птиц?

- Нам их приносят или люди, которые часто обращаются за помощью чтоб помочь спасти птичку. У многих людей добрые души и они не могут пройти мимо и бросить этих существ в беде, но не знают как с ними обращаться, и приходят к нам, как специалистам.

- Сколько и каких вам удалось спасти?

- Много. Всех не сосчитать. Кто-то улетел, будучи вылеченным и адаптированным, кто-то остался, кто-то был передан киперам и живет у людей будучи не выпускными в природу, зато живут и радуются жизни. Мы занимаемся хищными птицами, это все виды ястребиных, соколы и совы. Если к нам обращаются с другими видами, то переправляем в другие подобные реабилитационные центры. Так проще и правильнее. Есть своя специфика. Каждый должен заниматься тем, в чем он лучше разбирается. 

- Кто вам помогает?

- Никто особо не помогает. Есть добрые люди, но их мало. Мы работаем и содержим, лечим и кормим в основном на свои деньги. Я, к примеру работаю кузнецом, Анна - мастер по костюмам. Иногда птицы кормят себя сами, нас приглашают проводить лекции и участвовать в мероприятиях. Например, участвуем в фестивалях, со своими программами показа птиц, рассказываем о них, о их повадках, жизни, о соколиной охоте и прочее.

- Сколько вашего времени ежедневно занимают птицы?

- Времени уходит много, но у нас тоже есть своя работа и хозяйство. А так практически все свободное время проводим с птицами. Только выноска и прогулки с ними занимает достаточно времени. Но многим обязательно надо гулять, например сидя на руке.

- Чем кормите хищников и где берете для них еду?

- Мы разводим грызунов, тараканов и сверчков, как бы это смешно не казалось. Закупаем отбраковку цыплят и еще занимаемся биорепелентацией. Когда ястреб здоровый, он фактически подкармливает своих раненых собратьев. Хищников из магазина не покормишь, им своеобразная еда нужна. 

- Через какое время вы их отпускаете?

- Отпускаем не всех. Только когда полностью уверены что птица в природе выживет. Предварительно хорошо накормив, чтоб у птицы было время привыкнуть к воле. В основном это происходит весной. Временных рамок не существует. Были случаи выпуска на следующий день, было и через год.

- Были ли случаи, чтобы спасенные птицы возвращались?

- Да, у меня живет ястреб тетеревятник Ирка, которая ни в какую не захотела улетать. Теперь у нее есть профессия - биореппелент. И она работает с нами, ездя на лекции, и разгоняя ворон, голубей и галок на выездах на фермы и зернохранилища.

- Ушастые совы прилетали на место своего выпуска ждали когда принесем мышей/ По кольцу на лапе сразу можно было понять, что наши, - добавила Анна.

- Почему решили основать центр?

– Идеи как таковой не было. Просто появились раненые птицы. Изначально было увлечение соколиной охотой. Правда, оно вытекло от раненого луня. Потом появился здоровый канюк Яшка, потом драный ястреб тетеревятник Нора, который сейчас живет у наших друзей и готовится стать мамочкой. У Ани есть филин Финька, который куплен в питомнике Галичья гора. И параллельно нам начали приносить раненых. Так постепенно и возник центр. Сейчас мы являемся членами НКО «Русский сокол», российского биологического общества, союза охраны птиц России.

– Какие птицы у вас сейчас живут?

– У нас есть здоровые птицы, но невыпускные, так называемые импринты. Мы их содержим для себя. Они родились в питомниках и с детства воспитывались людьми. Это филин Финик, Канюки Яшка, Азура и Геральда, черный ворон Страж. И еще сова сипуха Семен Семеныч. Остальные наши питомцы раненые, получившие те или иные повреждения и, к сожалению, в природу не выпускные. Это канюки, черные коршуны, в том числе черноухий, длиннохвостые неясыти, болотная сова, ушастые совы, соколы пустельги и сокол дербник.

Еще есть ястреб тетеревятник Ирка, про которого говорил ранее, он ни в какую не согласился улетать. Теперь работает с нами.

У нас реабилитационный центр. То есть вылеченные птицы возвращаются в природу. Мы специально никого не разводим. Если вдруг у раненых птиц появляются птенцы, их адаптируют в другом центре, обучают и отпускают. Но это сложная процедура, мы этим не занимаемся, а передаем специалистам. Естественно, мы рады, если наши раненые питомцы выводят птенцов. В этом году так и получилось: у двух раненых соколов пустельг вывелись птенцы и были переданы в РЦ «Ромашка», где были обучены, разлетаны и улетели жить на волю. Но цели у нас специально такой нет.

К счастью, мы в этом году выпустили многих птиц, и зимовать, то есть ждать весеннего выпуска, у нас никто не остался. Но по опыту знаем, что еще в зиму птиц нам принесут, и надо будет лечить, выхаживать и готовить к выпуску.

Помимо птиц у нас есть куры, козы – все-таки мы сельские жители.

- Какие планы на будущее?

– Найти денег и построить вольеры. Так как мы ведем просветительскую деятельность, то начать приглашать гостей, развивать культуру соколиной охоты. Ведь в России сейчас это практически не развито, хотя раньше именно Россия славилась своими сокольниками. Прививать людям понимание природы птиц, научить людей с ними общаться, в том числе с ранеными.

Записала Лилия Соколова

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш дзен-канал

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Подписывайтесь на наш видео-канал на youtube


     11.12.2022     Просмотров: 635  

Будь в курсе событий!
Добавь «Хозяйство»
в избранное.

Подписаться

НАРОДНЫЙ РЕПОРТЕР

+ Добавить свою новость